ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Унитарным предприятием называется коммерческая организация, имущество которой полностью неделимо. Форма собственности предусмотрена для различных госструктур и муниципальных образований. Официальное название всегда должно содержать отсылку к учредителю.

Процесс создания МУП, как и любого юридического лица включает в себя следующие этапы и действия:

1. Принятие решения о создании.

Такое решение принимается главой муниципального образования. Готовится проект данного решения отраслевым подразделением администрации, по профилю деятельности которого и будет специализироваться МУП. Одновременно с проектом решения должен быть подготовлен проект технико-экономического обоснования. В этих документах, а так же в пояснительной записке отражаются ожидаемые результаты деятельности и необходимые для создания ресурсы. Пояснительная записка в обязательном порядке согласовывается с соответствующими профильными департаментами администрации МО (финансов, собственности, правовой). Решение о создании МУП подлежит обязательному согласованию с представительным органом МО.

2. Подготовка и утверждение учредительных документов МУП.

Учредительные документы регламентируют все основные аспекты деятельности предприятия. В число этих документов входит учредительный договор и устав. Для унитарных предприятий учредительным документом является устав.

В уставе МУП в обязательном порядке находят свое отражение следующие обязательные позиции:

— цель и предмет деятельности;

— имущество;

— права и обязанности;

— управление деятельностью;

— реорганизация и ликвидация

Цель и предмет деятельности определяется теми вопросами местного значения, для решения которых создается предприятие.

Состав имущества передаваемого муниципальным образованием МУП определяется профилем его деятельности. Особенностью этого имущества является то, что оно неделимо и распоряжение им строго контролируется муниципальным образованием.

МУП имеет право участвовать в деятельности других организаций, открывать филиалы представительств.

Предприятие не имеет право продавать, передавать в аренду или в иной форме использовать переданное ему имущество без согласия собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности МУП. Предприятие обязано отчитываться о результатах своей деятельности перед собственником. Отчетность осуществляется в ежеквартальном режиме и осуществляется по установленным формам. Наряду с традициионными формами статистической, налоговой отчетности в отчете МУП дополнительно дается информация о выполнении установленных для него финансовых показателей о направлениях использования прибыли, по численности работы и форме их оплаты.

Устав МУП готовится отраслевым органом, инициировавшим создание предприятия, и утверждается департаментом по управлению собственностью.

3. Назначение руководителя МУП.

Общий порядок назначения руководителя МУП предусматривает предложение отраслевым органом кандидатуры, согласование ее со службой по управлению муниципальным имуществом и главой МО. Затем кандидатура должна быть согласована с представительным органом (соответствующим комитетом городской думы).

Затем готовится приказ о назначении руководителя МУП и трудовой договор.

Данные документы подписываются одновременно с уставом МУП и решением о его создании.

4. Формирование уставного фонда.

Уставной фонд представляет собой стоимостную оценку имущества, которое передается МУП в хозяйственное ведение и которым оно отвечает по своим обязательствам). Минимальная величина уставного фонда должна быть равна 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Формирование уставного фонда осуществляется путем передачи соответствующего муниципального имущества от администрации МО МУП. Факт передачи оформляется актом, подписываемым представителем администрации и директором МУП. Предельный срок передачи составляет 3 месяца с момента создания МУП.

5. Оплата государственной пошлины осуществляется директором МУП. Размер пошлины равен 2000 руб.

6. Оформление заявления на регистрацию.

Оформляется от имени администрации МО и содержит информацию о том, что содержательные позиции устава соответствуют требованиям действующего законодательства, что содержащаяся в нем информация является достоверной и соблюден установленный порядок создания МУП.

7. Представление документов на государственную регистрацию.

Документы представляются в регистрирующий орган, в качестве которого выступают налоговые органы по месту нахождения МУП. В число предоставляемых документов входит:

— заявление;

— решение о создании;

— устав;

— акт передачи имущества.

8. Государственная регистрация МУП осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента принятия документов и предусматривает внесение МУП в единый государственный Реестр юридических лиц. Предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации.

9. Получение идентификационных или статистических кодов.

Указанные коды используются для нужд статистического и налогового учета. Присваиваются они в органах статистики и зависят от формы собственности, направления специализации, отраслевой принадлежности и др.факторов.

Читайте также:  Налоговые льготы для пенсионеров в 2023 году

10. Постановка на налоговый учет

Осуществляется налоговыми органами одновременно с государственной регистрацией и предусматривает присвоение МУП ИНН

11. Открытие расчетного счета в банке

Производится директором МУП и в обязательном порядке предусматривает предварительное заверение образцов подписи распорядителей счета.

12. Изготовление печати и углового штампа.

13. Получение лицензии

Лицензия — это официальный документ дающий право предприятию заниматься определенным видом деятельности на определенной территории в течение определенного периода времени. Выдается лицензия полномочными на это органами. Она представляет собой бланк со многими степенями защиты, порядковым номером, с указанием выдавшего органа и указанием владельца лицензии.

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

  • решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

  • решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

  • устав.

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Имущество унитарного предприятия

Отметим и другие специфические характеристики унитарного предприятия, касающиеся его имущественного статуса:

  • имущество предприятия может формироваться за счет имущества, переданного юрлицу собственниками (на праве оперуправления или хозведения), доходов от деятельности юрлица и прочих не запрещенных законом источников;
  • способы использования имущества, полученного от учредителя, — только оперативное управление или хозяйственное ведение;
  • если меняется собственник имущества, то предприятие все равно сохраняет право оперуправления или хозведения в отношении этого имущества (ч. 3 ст. 11 закона № 161-ФЗ);
  • предприятие не имеет права без согласования с собственником предоставлять заемные средства и выступать поручителем, получать банковские гарантии, совершать сделки с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (ч. 4 ст. 18 закона № 161-ФЗ).

Что значит унитарное предприятие

Главной и явной отличительной особенностью является указание в уставе лица, которое полностью владеет всем имуществом (государственные структуры или муниципальные управления). Следовательно, само предприятие не владеет своим имуществом как собственник частного бизнеса. Вверенное имущество такому юридическому лицу находится в доверительном управлении.

Собственниками имущества УП может быть: Российская Федерация, субъект РФ, конкретный орган местного самоуправления.

Примеры унитарных предприятий в России

ГУП осуществляют свою деятельность в совершенно различных отраслях. Перед их созданием правительство проверяет право от той или иной структуры на создание УП. Например в транспортной сфере: дорожные организации, которые занимаются укладкой и обслуживанием дорог, придорожных зон.

В сфере муниципальных организаций — жилищно-коммунальные хозяйства и иные обслуживающие предприятия.

Заводы и фабрики — отдельная сфера применения указанной формы собственности. Здесь весь ее потенциал проявляется максимально. Так как, данные предприятия перерабатывают сырье, производят различные товары, в том числе товары стратегического назначения, а также обслуживают население.

Наиболее известными унитарными предприятиями в России являются ФГУП «Почта России», ФГУП «Мосфильм», ФГУП «Гознак»

Преимущества и недостатки

На самом деле, сложно выделить плюсы и минусы унитарного предприятия в силу того, что данные предприятия может учреждать только государство со своими структурами. Частному сегменту данная форма собственности недоступна. Итак, можно выделить следующие плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести:

  • Самостоятельное предприятие, которое осуществляет хозяйственную деятельность под надзором и защитой вышестоящих структур;
  • Может претендовать на различные дотации и поддержки от государства;
  • За счет находящегося в управлении имущества, генерирует прибыль;
  • Процедура банкротства практически невозможна, так как собственник (государство) будет осуществлять финансовое оздоровление предприятия;
  • Привилегированное положение в рамках закупочных процедур (при закупках для государственных и муниципальных нужд контракты содержат достаточно жесткие рамки для победителей закупок или иных исполнителей).

К минусам относятся:

  • Жесткий контроль со стороны вышестоящих организаций, которые полностью регламентируют и регулируют всю деятельность УП;
  • Вопросы реорганизации согласовываются с собственником имущества;
  • Нет возможности ведения свободной коммерческой деятельности;
  • Большая часть прибыли отчисляется в бюджет государства.

Основанные на праве оперативного управления

Предприятия такого типа основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ. Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.

Таким образом, государственное унитарное предприятие не может распоряжаться любым имуществом, если на то нет разрешения непосредственно собственника данного имущества.

Фирменное наименование компании, которое основывается на праве оперативного управления, в любом случае должно включать в себя указание на то, что данное предприятие казенное.

Российская Федерация, какой-либо ее субъект или же муниципальное образование в данном случае несут субсидиарную ответственность по конкретным обязательствам, которые имеет федеральное унитарное предприятие, если присутствует недостаточность его имущества. Также стоит отметить тот факт, что решение о реорганизации или полной ликвидации таких предприятий принимает непосредственно правительство, субъект РФ или определенный орган местного самоуправления.

Читайте также:  Как распорядиться материнским капиталом через Госуслуги: пошаговая инструкция

К коммерческим унитарным организациям относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия

Коммерческие унитарные организации

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции. Указанное имущество передается унитарному предприятию на праве оперативного управления.

Оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

Унитарное предприятие создается в случае необходимости:

— использования имущества, приватизация которого запрещена;

— осуществления деятельности в целях решения социальных задач;

— осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности РФ;

— осуществления и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей ее безопасность;

— производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Видами унитарных предприятий являются:

— федеральное государственное унитарное предприятие;

— государственное унитарное предприятие субъекта Российской Федерации;

— муниципальное унитарное предприятие.

Права, обязанности и ответственность участников

Помимо того, что собственниками имущества принимается решение о создании УП (о его реорганизации либо ликвидации), определяются направления его деятельности, формируется его фонд, разрабатывается устав и назначается на должность руководитель, они также:

  • согласовывают принятие на работу или увольнение главного бухгалтера;
  • утверждают всю бухгалтерскую отчетность предприятия и его отчеты;
  • дают согласие по поводу использования недвижимости;
  • дают разрешение на совершение сделок, если это право предусмотрено действующим законодательством;
  • контролируют целевое применение имущества, которое принадлежит УП, и его сохранность;
  • утверждают финансово-экономические планы и контролируют их осуществление;
  • разрешают открывать обособленные подразделения, но только в виде филиалов и (или) представительств;
  • дают разрешение на участие в других юридических лицах;
  • решают вопрос о проведении аудита, о выборе в связи с этим аудиторской компании и величине ее вознаграждения за проверку;
  • решают множество других вопросов, которые приведены в законе №161-ФЗ.

В дополнение к вышеуказанным правомочиям собственник имущества казенных структур может:

  • изымать данное имущество, если предприятием оно не используется вовсе или же используется, но не по назначению;
  • утверждать направления производимых организацией расходов и использование получаемых ею доходов;
  • обязывать к осуществлению заказов по товарным поставкам или по оказанию услуг с целью обеспечения нужд муниципального или государственного масштаба.

Коммерческие и некоммерческие унитарные организации живут на разные средства и по разным законам – для каждой категории юрлиц разработаны свои правила, действующие на федеральном уровне. Более того, есть специальные нормы, созданные для отдельных подкатегорий. В частности, если речь идет об учреждениях, то они делятся на группы, исходя из возложенной на них ответственности, а также варианта финансирования. Бывают автономные организации и бюджетные, третий вариант – казенная форма. Первые два типа формируются публично-правовыми лицами. Идея их существования – обеспечить осуществление некоторых полномочий, следуя букве закона. Они могут существовать для реализации задач, возложенных на самоуправленческие структуры или госинстанции. Могут затрагиваться сферы культуры, соцзащиты, охраны здоровья, науки и образования. Сюда же относятся занятость, физкультура, развитие спорта. Правила формирования автономных учреждений перечислены в принятом в 2006 ФЗ под номером 174. Про бюджетные учреждения можно узнать, изучив нормативные акты, посвященные некоммерческим организациям. Ключевой – это принятый для их регулирования федеральный закон. Не менее важен Бюджетный кодекс нашей державы.

Казенная – это такая форма некоммерческой унитарной организации, которая предполагает специфическое правовое положение юрлица, декларированное Бюджетным кодексом. В нем же указано, в каком порядке формируются такие учреждения, как они ликвидируются, откуда получают деньги на существование. БК фиксирует правовое положение и факт его нахождения в сфере контроля органов госвласти. Возможно, управление возложено на внебюджетный госфонд или самоуправленческую структуру. Это лицо становится основным распорядителем денег, поступающих из бюджета для обеспечения работы учреждения. Доходы, обусловленные деятельностью юрлица, направляются в бюджет державы. Заключение контрактов и договоренностей возможно лишь в пределах оговоренных для конкретного юрлица лимитов. Учреждение заключает таковые от лица державы.

Понятие частного унитарного предприятия

Определение 1

Частным унитарным предприятием принято называть хозяйствующий субъект, не имеющий права собственности, на имущество которая за ним закреплено. Особенность такого предприятия заключается в том, что оно имеет лишь право хозяйственного ведения, закрепленным за ним имуществом.

Читайте также:  Реквизиты для уплаты УСН в 2023 году

Такое имущество является частной собственностью физического лица либо совместной собственностью членов крестьянского хозяйства, либо другого юридического лица. В связи с этим, имущество неделимое, оно не может быть разделено по долям и вкладам.

Основной учредительный документ частного унитарного предприятия – Устав, утверждаемый учредителем.

Этот документ должен содержать:

  • наименование и местонахождение предприятия;
  • цели деятельности;
  • характер деятельности;
  • размер уставного капитала;

Регулирование такой формы деятельности происходит через Гражданский кодекс. Зарегистрировать частное унитарное предприятие можно по адресу, где зарегистрирован собственник имущества предприятия, в том случае если жилое помещение принадлежит ему на праве собственности.

Право хозяйственного ведения недвижимого имущества предполагает отсутствие возможности:

  • продавать это имущество;
  • передавать во временное пользование сторонним лицам;
  • использовать в качестве залога;
  • вносить, как вклад, в уставной капитал;
  • каким бы то ни было другим способом распоряжаться этим имуществом, не получив согласие собственника.

Собственник имущество, на базе которого создается частное унитарное предприятие, принимает решение о создании этого предприятия определяет предмет и цель деятельности организации, а также принимает решение о реорганизации или ликвидации, назначает директора предприятия, осуществляет контроль за деятельностью предприятия, а также за сохранностью имущества.

Собственник имущества имеет право на получение прибыли, но не отвечает по обязательствам частного унитарного предприятия за исключением случаев банкротства предприятия по его инициативе.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

  • имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

  • другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

  • прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

  • полученные кредитные и заемные средства;

  • начисленные суммы амортизационных отчислений;

  • осуществленные предприятием капитальные вложения;

  • полученные дотации из бюджета;

  • дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

  • добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Распределение прибыли

Существующие примеры унитарного предприятия отличаются особенной организацией финансовой деятельности. В соответствии с законодательством, подобные организации распределяют прибыль после уплаты необходимых налогов и платежей. Так наполняются социальные, стимулирующие фонды компании. Из этих средств может быть пополнен уставный капитал компании.

После уплаты налогов унитарная организация может пополнить следующие фонды:

  • внедрение инновационных технологий, модернизация производства;
  • финансирование мероприятий по защите окружающей среды;
  • развитие экономической, хозяйственной деятельности компании;
  • модернизация имеющихся или строительство новых объектов.

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *