Как проверить законность вырубки деревьев

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проверить законность вырубки деревьев». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В Российской Федерации процесс вырубки леса отрегулирован на законодательном уровне. Незаконная вырубка леса, в зависимости от размера причиненного ущерба, влечет административную или уголовную ответственность.

Незаконная вырубка леса — уголовная и административная ответственность

При этом, незаконная вырубка — это повреждение деревьев до состояния прекращения их роста при отсутствии соответствующей разрешительной документации.

К незаконной вырубке леса, также можно отнести и незаконно выданные разрешения и вырубки, проведенные с нарушением сроков и несоблюдением указанных пород.

В то же время, понятие незаконной вырубки относится не ко всем деревьям.

К примеру, растительность на своем земельном участке вы можете спиливать безо всякой разрешительной документации, а то время как за деревья, находящиеся в муниципальной или государственной собственности (насаждения входящие в Гослесфонд; насаждения в парках, аллеях, деревья вдоль железных и автомобильных дорог), уже придется отвечать, вне зависимости от того, были они высажены человеком или выросли самостоятельно. К объектам незаконной вырубки также можно отнести деревья, находящиеся на территории сельхозугодий и лесопитомников. Таким образом, получение соответствующего разрешения, в случае необходимости вырубки дерева, находящегося на муниципальной или федеральной территории, является обязательным.

За незаконное уничтожение леса законодательством предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Так, в случае если сумма причиненного в результате незаконной вырубки ущерба превышает 5000 рублей, к нарушителям будут применены меры уголовной ответственности, которые четко обозначены в статье 260 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 260 УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений.

  • 1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —
  • наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.
  • 2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:
  • а) группой лиц;
  • б) утратил силу.
  • в) лицом с использованием своего служебного положения;
  • г) в крупном размере, —
  • наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
  • наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Согласно примечания к ст.

260 УК РФ, значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей. Согласно им могут применяться штрафы в размере до 500 тыс. рублей.

  1. За более мелкие правонарушения, совершенные при вырубке деревьев, предусмотрена административная ответственность, которая регламентируется подпунктом 28 статьи 8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и подразумевает наложение штрафа в размере:
  2. — на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
  3. — на должностных лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  4. — на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
  5. В случаях, когда в процессе незаконной рубки были задействованы механизированные средства размеры штрафов существенно возрастают:
  6. — на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой;
  7. — на должностных лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой;
  8. — на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.
  9. Кроме того, частью третьей статьи 8.28 КоАП РФ (незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан) приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, также влечет наложение административного штрафа:
  10. — на граждан в размере пяти тысяч рублей;
  11. — на должностных лиц пятидесяти тысяч рублей;
  12. — на юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
  13. Юрисконсульт Отдела МВД России
  14. по Эльбрусскому району КБР
  15. капитан внутренней службы
Читайте также:  Как работодателям подавать сведения о трудовой деятельности с 2023 года

Вырубка деревьев при постройке дома

  • Не будет преувеличением сказать, что любое строительство ― будь то дачный домик или целый жилой комплекс многоквартирных домов нескольких очередей ― требует от заказчика / застройщика большой концентрации не только финансовых ресурсов, но и повышенного внимания и уровня ответственности.
  • Такая необходимость в «повышенной бдительности» обусловлена большим количеством процедур, чёткое и неукоснительное соблюдение которых требуется от застройщика.
  • Не касаясь публичного интереса государства в соблюдении множества предписаний, очевидно вызванных высокой социальной значимостью жилищного строительства, обратимся к обозначенной проблематике с точки зрения застройщика. В данном случае, как нам кажется, определённую сложность представляет следующее обстоятельство:
  • с одной стороны, нормативное правовое регулирование, казалось бы, очевидно: Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые Законодательные акты Российской Федерации», Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, Гражданский кодекс, строительные нормы и правила;
  • с другой стороны, почти каждая из описанных в законодательных актах процедур представляет собой, образно говоря, «матрёшку»: зачастую каждая из декларируемых процедур требует осуществления ряда других.

Для того чтобы обеспечить определённую прозрачность в сфере жилищного строительства, в 2014 году (а именно 30.04.

2014) было принято Постановление Правительства РФ № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства» (вместе с «Правилами внесения изменений в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства», «Правилами ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства») (далее ― Постановление № 403).

Хозяин, решивший, что можно рубить деревья на своем земельном участке без оформления разрешительных документов, рискует очутиться в неприятной ситуации. Закон трактует подобное действие как правонарушение, и после его выявления наступает ответственность.

Какой она будет, административной или уголовной, в основном зависит от размера ущерба, причиненного природе. Наказание в виде штрафа для граждан не превышает 3-4 тыс. рублей, но, если применялась спецтехника, ее, вместе с древесиной, конфисковывают. Более серьезная ответственность наступает, если незаконно вырубался лес. Штраф возрастает до 100-500 тыс. рублей и дополняется работами исправительного или принудительного характера на разные сроки, а иногда и заключением на 1-2 года.

Комментарии к ст. 8.25 КОАП РФ

1. Цель данной статьи состоит в обеспечении рационального использования и охраны лесов, т.е. многоцелевого, научно обоснованного, непрерывного, неистощительного пользования лесами для удовлетворения потребностей общества и граждан в древесине и другой лесной продукции, а также эффективного ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, сбережения и защиты лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов. Сфера применения статьи — деятельность организаций, а также граждан, осуществляющих заготовку и вывозку древесины и иной лесной продукции и другие виды пользования лесными ресурсами. Статья включает четыре формальных состава административных правонарушений.

2. Порядок использования лесных ресурсов, т.е. суммарных запасов перестойных, спелых и иных древостоев, предназначенных для заготовки древесины и иной лесной продукции, выделения его лесопользователям, передачи лесных участков в натуре, правила рубок и иные требования по рациональному использованию и защите лесов, установлены в ЛК РФ и подзаконных нормативных правовых актах федерального уровня, в свою очередь, имеющих сложную систему. Следует учитывать, что эти акты регулируют использование лесов: 1) на территории Российской Федерации в целом; 2) в пределах определенного природно-географического региона. Кроме того, действуют нормативные правовые акты субъектов РФ.

3. Объектом правонарушения является порядок использования лесов, а предметом — лесные участки, отведенные для рубок, проводимых в перестойных и спелых лесных насаждениях (древостоях), выборочных и сплошных рубок, рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок реконструкции малоценных лесных насаждений, теряющих защитные, водоохранные и другие природоохранные функции, ограниченные визирами, лесосечными знаками или естественными рубежами и имеющие различную форму и определенные размеры, устанавливаемые в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в зависимости от группы леса, режимов лесопользования и других факторов, а также лесные ресурсы — древесина, живица и второстепенные лесные ресурсы (кора, береста и пр.).

4. В ч. 1 комментируемой статьи содержится формальный состав нарушения правил заготовки древесины.

Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность. Это разновидность рубки лесных насаждений с последующей их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса заготовленной древесины. По своей юридической природе заготовка древесины — вид использования лесов. Она осуществляется в эксплуатационных лесах, подлежащих освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и продуктов ее переработки на основе рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов и развития лесной промышленности (ст. ст. 12, 108 ЛК РФ), а также (при соблюдении соответствующих условий) в защитных лесах. Объектом заготовки древесины в первую очередь являются погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.

Лесной кодекс запрещает заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (ч. 4 ст. 29). При этом возрасты рубок лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки древесины определенной товарной структуры, правила заготовки древесины устанавливаются с учетом лесорастительного районирования для каждого лесного района.

5. Объективная сторона правонарушения состоит в рубке деревьев и кустарников с целью заготовки древесины от не достигших надлежащего возраста насаждений, в запрещенном месте, в нарушение лесоводственных требований к технологическим процессам рубок. Эти требования подробно урегулированы лесным законодательством. Объективная сторона выражается чаще в бездействии, т.е. в непроведении очистки лесосек, необеспечении сохранности семенных групп, куртин, полос, семенных, плюсовых и других не подлежащих рубке деревьев, подроста, сохранение которых предусмотрено в лесорубочном билете, а также в действиях (необработка древесины инсектицидами в установленные сроки и т.п.).

Читайте также:  Как правильно сделать справку 2 НДФЛ в 2023 году

Объективная сторона нарушения порядка проведения рубок состоит в рубке лесных насаждений, проводимой в запрещенных местах либо с нарушением целей выборочных рубок, а также в трелевке древесины в запрещенное время, в оставлении недорубов, в оставлении аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более четырех месяцев, использовании неразрешенного способа рубки, в перерубе расчетной лесосеки и т.п., когда лесопользователи, осуществляющие заготовку и вывоз древесины, действуют на основании предоставленного им права, но не соблюдают сроки, технологический процесс, правила сбора заготовленной древесины, ее комплектования, допускают временное хранение заготовленной древесины в не предназначенных для этого местах.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.

Лесной кодекс РФ устанавливает две формы рубок — выборочную и сплошную. Выборочные рубки проводятся на соответствующих землях или земельных участках: при этом вырубается лишь часть деревьев и кустарников. Они должны обеспечить замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемые ими полезные функции. При сплошных рубках на соответствующих землях или земельных участках лесные насаждения вырубаются таким образом, чтобы в целях воспроизводства лесов сохранялись отдельные деревья и кустарники либо их группы. Статья 17 ЛК РФ устанавливает ряд ограничений проведения сплошных рубок: а) в защитных лесах они допускаются только в случае, если выборочные рубки не достигли своих целей; б) при заготовке древесины на лесных участках, предоставленных для этого, должно быть обеспечено воспроизводство лесов, учитывая общий запрет на проведение сплошных рубок в случаях, предусмотренных ЛК РФ и иными федеральными законами (ч. 6 ст. 17, п. 2 ч. 2 ст. 27, п. 3 ч. 5 ст. 87 ЛК РФ); в) специальные запреты проведения рубок лесных насаждений на лесных участках, расположенных на территории государственных природных заповедников, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы (ч. 2 ст. 103); запрет проведения сплошных рубок в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заповедников, если иное не предусмотрено правовым режимом их функциональных зон (ч. 3 ст. 103); г) запрет сплошных рубок в водоохранных лесах (ст. 104), в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (ст. 105), ценных лесов и особо защитных участков леса (ст. ст. 106 — 107), если отсутствуют ситуации недостижения целей выборных рубок.

Сплошные рубки служат заготовке древесины как основного вида использования лесов. Лесным законодательством регулируются основные требования к заготовке древесины, ее виды, способы в зависимости от подразделения лесов и категорий защитности, порядок заготовки древесины, определение ее размеров. Установлен перечень видов деревьев, рубка которых допускается только в исключительных случаях.

Заготовка древесины при сплошных и выборочных рубках осуществляется на лесных участках, предоставленных гражданам и юридическим лицам в аренду либо в безвозмездное пользование.

Следует учитывать, что Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ включил в Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» статью 8.3, согласно которой допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, леса, в том числе в охранных зонах и санитарных защитных зонах, в случаях, если в этих зонах размещены линии электропередач, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой частью указанных объектов. Цель данной статьи, которая будет действовать до дня введения в действие соответствующей нормы Лесного кодекса РФ, — обеспечить безопасность граждан и создание необходимых условий эксплуатации перечисленных выше объектов.

Один из объектов предприятия, на котором планируется осуществление строительства нового сооружения, покрыт лесным массивом. Земельный участок под объектом передан в собственность предприятию в 1978 году, про лесной массив в акте передачи не упоминается. В связи с намечаемым строительством необходимо вырубить часть произрастающих деревьев и кустарников. В связи с выходом постановления Правительства от 26.04.2019 N 516 «Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников… на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики…» можем ли мы оформить разрешение на рубку деревьев на нашем участке? Нужно ли при наличии разрешения на рубку оплачивать компенсационную стоимость сноса зеленых насаждений?

Какие штрафы влечет незаконная вырубка

Штрафы будут разные, в зависимости от того, кому они назначаются – физлицу, юридическому лицу или должностному лицу. Чтобы однозначно ответить на вопрос, какой штраф за вырубку деревьев на своем участке придется заплатить, нужно изучить каждый конкретный случай, т.к. очень многое решают переменные.

Для примера, статья 8.28 часть 1 КоАП РФ предполагает штрафы за незаконную рубку или повреждение лесных насаждений в размере:

  • от трех до четырех тысяч рублей – физическим лицам;
  • от двадцати до сорока тысяч рублей – должностным лицам;
  • от двухсот до трехсот тысяч рублей – юридическим лицам.

Согласно части 2, те же действия с использованием техники влекут за собой штрафы в размере:

  • от четырех до пяти тысяч рублей – физическим лицам;
  • от сорока до пятидесяти тысяч рублей – должностным лицам;
  • от трехсот до пятисот тысяч рублей – юридическим лицам.

Что относится к незаконной рубке лесных насаждений?

Прежде чем определять, к какому виду ответственности можно привлечь виновное лицо, нужно разобраться в том, что понимается под термином «рубка лесных насаждений». Для этого необходимо обратиться к Лесному кодексу РФ и Постановлению Пленума Верховного суда РФ № 21 от 18.10.2012 г. «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».

Так, в соответствии со ст. 16 ЛК РФ под рубкой лесных насаждений (деревья, кустарники, лианы) признается их валка, а также иные технологически связанные с этим процессы. При этом валка подразумевает под собой следующие действия:

  • спиливание;
  • срубка;
  • срезание.

Под иными процессами понимаются:

  • трелевка;
  • частичная переработка;
  • хранение древесины в лесу.

Смотрите также: Опекун — кто это такой? Отличие опеки от попечительства

В свою очередь, осуществление указанных мероприятий также подчиняется определенным правилам (Приказ Минприроды России № 474 от 13.09.2016 г., Постановление Правительства РФ № 607 от 20.05.2017 г., Постановление Правительства РФ № 417 от 30.06.2007 г., Приказ МПР РФ № 185 от 16.07.2007 г.).

Таким образом, незаконной вырубкой леса считается такая, которая осуществляется:

  • без заключения договора аренды на использование лесов;
  • без договора купли-продажи лесных насаждений;
  • с нарушением указанных выше правовых документов;
  • в отношении тех деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается (например, при занесении в Красную книгу РФ и регионов).

Данный перечень исчерпывающим не является.

Ситуации, при которых вырубка деревьев разрешена

Деревья можно вырубать в следующих ситуациях:

Читайте также:  Профессиональные достижения в резюме + Примеры

Получить участок под ИЖС

Здесь вы можете узнать, как получить участок под ИЖС бесплатно, а также кто имеет на это право и какие необходимо собрать для этого документы.

  • в случае если земля имеет сельскохозяйственное назначение. Исключение составляют деревья, формирующие лесозащитную полосу;
  • при самопроизвольном падении деревьев;
  • в ситуации, когда деревья произрастают на земле, выделенной под дачно-садоводческую деятельность или индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), и находятся в собственности землевладельца (при условии, что в кадастровом паспорте земельного участка не указаны какие-либо ограничения на действия с землей).

Законы, регламентирующие вырубку

Рубка деревьев регламентируется Земельным законодательством. Это свод законов, в которых прописаны все действия, которые можно (или напротив – нельзя) предпринимать в отношении земельных ресурсов нашей страны.

Земельный Кодекс (ЗК), п. 2, ч. 2, ст. 40 гласит, что собственник земельного участка вправе вырубать ненужные ему посаженные (или растущие самопроизвольно) деревья. Это же положение зафиксировано и в Гражданском кодексе (ГК) РФ (гл. 17, ст. 261).

Если между соседями существует спорная ситуация, при которой неясно, на чьей территории растет дерево, подлежащее спилу, стоит произвести межевание земельного участка, если этого еще не было сделано ранее. Тогда по законодательству будет точно установлено, кто является собственником спорной земли и кто вправе спилить дерево.

Когда разрешена вырубка деревьев и сухостоя на участке под ИЖС

Все в том же ГК РФ содержится оговорка на счет эксплуатации земельного участка, а именно его использование может быть ограничено требованиями законов о недрах, использования воздушного пространства и иными нормативно-правовыми актами, в том числе и лесным законодательством.
Ни для кого не секрет, что законные акты зачатую противоречат друг другу (или в лучшем случае не уточняют друг друга, хоть это изначально и предусмотрено законом), так вот земельное и лесное законодательство не исключение.

С одной стороны ГК РФ со своей демократией, что свой участок собственник вправе использовать, грубо говоря как Бог на душу пошлет, главное не навредить матушке природе и батюшке его соседу. С другой же Конституция РФ и Лесной кодекс, которые ратуют за защиту экологии, а значит и за сохранность лесных насаждений.
Возникает резонный вопрос, когда разрешена вырубка деревьев и сухостоя на участке под ИЖС.

Вырубка деревьев и сухостоя на участке под ИЖС разрешена в следующих случаях:

  • вырубка плодово-ягодных и иных видов деревьев, посаженных на участке силами собственника (или лицом, обладающим иным вещным правом на землю). К таким деревьям неприменимо понятие леса, как объекта экосистемы и природного ресурса, а значит лесное законодательство на них не распространяется, соответственно никаких разрешений на их вырубку получать не нужно;
  • если сухостой на вашем участке угрожает здоровью или жизни людей, целостности и сохранности зданий, строений, сооружений, нужно действовать незамедлительно, оценивая все риски. Однако, рекомендуем предварительно запастись фотоматериалом во избежание претензий со стороны ответственных служб (помним о трактовке законов кто во что горазд).

Что делать если лесной участок располагается на участке ИЖС

Но что делать, если лесной участок располагается на участке ИЖС? Для начала объясним, что это значит.
Такая ситуация распространена среди участков, расположенных вблизи земель лесного фонда. Например, крайние или угловые участки поселков, идущие вдоль или вблизи лесных насаждений. Неразбериха с деревьями на таких участках заключается в том, что такие деревья являются частью лесного фонда (лес же не может расти строго по материалам лесоустройства), при этом участок находится в частной собственности и имеет категорию земли поселений с видом разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство. Т.е. это даже не защитные леса на землях сельскохозяйственного назначения (с ними отдельная «песня»), не лесопарковая зона в городе, а с одной стороны «залетные» деревья, с другой – часть леса.

Несмотря на то, что последние несколько лет в ЕГРН ведется учет границ земель лесного фонда, т.е. границы лесов определены с должной точностью в соответствии с требованиями действующего законодательства, а значит лесной участок не может располагаться на участке ИЖС (такие «накладки» Росреестр не допускает). Однако не спешите смело рубить такие, на первый взгляд, нигде неучтенные деревья — «потеряшки».

Действие Лесного кодекса РФ распространяется на все деревья в лесу – одиночные или растущие группами. Лесом считаются земли лесного фонда. Все они принадлежат государству. Вырубка деревьев там запрещена и признается административным или уголовным нарушением.

Также леса растут на землях иных категорий, перечисленных в кодексе. Эти земли могут принадлежать физическим или юридическим лицам. Для спиливания дерева на таких участках необходимо согласие собственника. Если дерево находится в лесу на частной территории, помимо согласия собственника во многих случаях требуется получить порубочный билет. Разрешение на спил лесных деревьев выдает лесничество или департамент, ведающий вопросами охраны природы. Леса, расположенные на частной территории, могут быть признаны особо охраняемыми, так что их самовольная вырубка не допускается.

Законы, регламентирующие вырубку

Рубка деревьев регламентируется Земельным законодательством.

Это свод законов, в которых прописаны все действия, которые можно (или напротив – нельзя) предпринимать в отношении земельных ресурсов нашей страны. Незаконная вырубка классифицируется не только как административное нарушение, но и как уголовное.

Земельный Кодекс (ЗК), п. 2, ч. 2, ст. 40 гласит, что собственник земельного участка вправе вырубать ненужные ему посаженные (или растущие самопроизвольно) деревья. Это же положение зафиксировано и в Гражданском кодексе (ГК) РФ (гл. 17, ст. 261) .

Если между соседями существует спорная ситуация, при которой неясно, на чьей территории растет дерево, подлежащее спилу, стоит произвести , если этого еще не было сделано ранее. Тогда по законодательству будет точно установлено, кто является собственником спорной земли и кто вправе спилить дерево.

Лесное законодательство (Лесной Кодекс (ЛК), ст. 16) предусматривает ряд исключений, при которых вырубать деревья нельзя даже на дачном (садоводческом) участке (как оформить участок по дачной амнистии читайте в статье ). Это положение действует, если земля находится не в юрисдикции населенного пункта, а в лесном фонде. Статья 6 ЛК гласит, что леса могут находиться не только на землях Лесного фонда, но и на землях других категорий.

Поэтому вырубка деревьев на собственном участке – не такое однозначное мероприятие. Перед тем, как выполнить рубку, необходимо посетить администрацию муниципального образования (сельсовета, горсовета и т. д.), под патронажем которой находится конкретный земельный надел, и проконсультироваться по данному вопросу, так как возможно, на вырубку потребуется получить разрешение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *