Минфин одобрил проект реформы накопительной пенсии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минфин одобрил проект реформы накопительной пенсии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.

Тарифы по страховым взносам «на травматизм»

Страховые взносы «на травматизм» рассчитываются по тарифам (от 0,2 до 8,5%), которые зависят от класса профессионального риска (ст. 21 Закона № 125-ФЗ).

При этом порядок определения основного вида деятельности для целей установления тарифов по взносам «по травматизму» определен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713 (далее – Порядок определения вида деятельности).

В связи с созданием Социального фонда России (далее – СФР) в данный документ Минтрудом будут внесены соответствующие поправки (сейчас они на стадии утверждения). В частности, планируется, что страхователи для подтверждения основного вида деятельности в 2023 году не позднее 17 апреля 2023 года должны подать в СФР соответствующее заявление и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности (п. 3 Порядка определения вида деятельности). Основным видом деятельности, как и раньше, будет признаваться тот вид деятельности, по которому получена большая выручка за прошлый год (п. 9 Порядка определения вида деятельности).

Индивидуальный учет: что это такое, и как зарегистрироваться

Индивидуальным учетом в системе ОПС с 1997 года занимается Пенсионный фонд России. У каждого гражданина есть персональный лицевой счет в ПФР, на который поступают страховые взносы от работодателей. Кроме того, в системе ОПС фиксируется информация о месте работы и периоде трудовой деятельности застрахованного, а также пенсионные коэффициенты (раньше они назывались «пенсионные баллы»), необходимые для расчета будущей пенсии.

Чтобы стать участником системы ОПС, необходимо зарегистрироваться в системе пенсионного персонифицированного учета. Результатом регистрации будут открытый лицевой счет и присвоенный ему СНИЛС (эта аббревиатура обозначает страховой номер индивидуального лицевого счета). Именно на него и будут переводить взносы работодатели.


КСТАТИ С 1 апреля 2019 года ПФР упразднил выдачу страховых пенсионных свидетельств с номером СНИЛС. Теперь каждому, кто регистрируется в системе индивидуального учета, выдают уведомление о регистрации на бумажном носителе. Уведомление содержит в себе номер СНИЛС. Те, у кого на руках есть зеленая пластиковая карточка, могут продолжать ей пользоваться, но новых уже не выдают.


СНИЛС получают с рождения, и этот уникальный номер используется не только для целей пенсионного страхования. Благодаря ему мы на протяжении всей жизни можем получать государственные и муниципальные услуги в различных ведомствах и не носить с собой кипу копий. СНИЛС также необходим для получения пособий и льгот.

Подробнее читайте в статье: «СНИЛС: что это такое и зачем он нужен».

Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?

Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.

Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.

Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.

Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.

Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.

Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

Читайте также:  Пленум ВС рассказал, как погашается и снимается судимость

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Читайте также:  Как изменят выплаты работающим пенсионерам в 2023 году. Инфографика

Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение

На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.

Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.

Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.

Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.


Не растеряйте свою пенсию!

Пенсионным законодательством установлено право застрахованных лиц выбирать страховщика для формирования накопительной пенсии: негосударственный пенсионный фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации.

Выбрав негосударственный пенсионный фонд АО «НПФ «Стройкомплекс» застрахованные лица рассчитывают не только на сохранность пенсионных накоплений, гарантируемую в соответствии с законодательством Российской Федерации, но и на приумножение пенсионных накоплений в результате инвестиционной деятельности Фонда.

Если Вы решили перевести свои пенсионные накопления из АО «НПФ «Стройкомплекс» в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации, предварительно ознакомьтесь с данным материалом. Пенсионное законодательство, регулирующее порядок перехода к новому страховщику, за последние годы претерпело значительные изменения, которые могут привести к потере инвестиционного дохода и части средства пенсионных накоплений.

Иностранные работники

С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.

Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО)

Негосударственная пенсия формируется либо будущим пенсионером самостоятельно, либо компанией на своих работников на добровольной основе. То есть на данный момент существует возможность увеличить свою пенсию (помимо других способов) путем формирования негосударственной пенсии параллельно с государственной.

Для того чтобы присоединится к НПО необходимо заключить договор с негосударственным пенсионным фондом о ведении индивидуального пенсионного плана. После оформления всех необходимых документов, вы, можете пополнять открытый индивидуальный пенсионный счет. Вложенными вами средствами будет управлять управляющая компания строго в соответствии со стратегией фонда.

В случае же корпоративного пенсионного плана инициатором заключения договора с НПФ выступает работодатель.

Касательно страхования индивидуального пенсионного счета. За страховку отвечает, как вы уже понимаете все то же агентство по страхованию вкладов (АСВ). Только в отличие пенсии по обязательному пенсионному страхованию, которая застрахована полностью (сумма взносов работодателя, взносов по программе со-финансирования накопительной части пенсии и инвестиционный доход накопительной части пенсии), индивидуальный пенсионный счет застрахован только на сумму всех взносов на этот счет. Инвестиционный доход не застрахован! Это очень важно.

Программы для сотрудничества

Существует три программы, позволяющие сотрудничать компаниям и негосударственным пенсионным фондам Сбербанка. Паритет или мотивация для сотрудников предлагает возможность участвовать в формировании накопительной части пенсий самого предприятия, и каждого отдельного члена рабочего коллектива. Это эффективный способ мотивации длительного сотрудничества работника с предприятием, позволяющим создать весомый пенсионный капитал. Нужно отметить, что в случае невыполнения поставленных задач перед сотрудником, средства не выводятся из программы. Данные моменты оговорены в договоре.

Кстати, и воспользоваться накоплениями клиент может лишь спустя три года после подписания соглашения, сумму вносить придется с первого дня. Программа – Большой Старт – привлекательна для сотрудников своей лояльностью: накоплениями начинают пользоваться спустя два года с момента, когда в договоре поставлена личная подпись. Еще один способ повысить трудовую эффективность сотрудников заключен в программе – Ваше будущее. Первые выплаты будут назначены лишь тогда, когда минимальная сумма накопления для каждого отдельно взятого сотрудника достигнет отметки – пять миллионов рублей.

В этом случае старания работника превзойдут себя. Кстати, накопленной суммой можно воспользоваться уже через год. Контроль компании за накопительными счетами позволит эффективно управлять производственным процессом, стимулировать работников к тщательному выполнению поставленных задач, гарантировать со своей стороны лояльное отношение. Рентабельность предприятия повышается, условия работы улучшаются, уровень текучести кадров снижается.

Читайте также:  Взыскание алиментов на ребенка инвалида до и после 18 лет

Переводим пенсионные накопления в НПФ. Как это сделать?

Если решение о переходе в негосударственный пенсионный фонд уже принято, необходимо знать все детали процесса

Что стоит учитывать при переходе в НПФ?

Как выбрать негосударственный пенсионный фонд?

Если вы задумались, с каким фондом стоит заключить пенсионный договор или в какой фонд перевести свои пенсионные накопления, то необходимо понять, на что обратить внимание при выборе фонда.

Увеличить пенсию можно

Для вас мы подготовили пару советов, которые помогут увеличить вашу пенсию, а также важную информацию о факторах, которые играют важную роль при расчете пенсий. Как возникли НПФ и с какой целью?

Если говорить простыми словами, ГПП пенсии зиждется на шести принципах:

1 Работники вправе требовать от работодателя зарегистрировать их в реестре участников системы или подключиться к системе самостоятельно через сайт госуслуг.

Обязательной подписки на накопительную пенсию нет.

2 Граждане-участники ГПП могут по своему усмотрению устанавливать и изменять размер пенсионных взносов, в т. ч. приостанавливать уплату добровольных взносов (есть механизм «каникул» – на срок до 5 лет).
3 Размер взносов можно установить:
  • в процентах от зарплаты;
  • в абсолютном выражении.
4 Участники могут изменять ранее выбранный негосударственный пенсионный фонд, где формируется ГПП
5 В течение 6 месяцев со дня первой уплаты взносов можно отказаться от участия в системе ГПП и забрать перечисленные деньги
6 Льгота № 1: для работников предусмотрена стимулирующая льгота – освобождение от НДФЛ добровольных взносов в размере до 6% зарплаты (поправки в НК РФ).

Льгота № 2: социальный налоговый вычет для работника в пределах 120 000 руб. для взносов, превышающих 6% зарплаты.

Льгота № 3: для работодателя – повышающий коэффициент к льготе по налогу на прибыль, если он участвует в софинансировании пенсии работника, – от 1,03 до 1,06 в разных ситуациях.

Минфин отмечает, что ГПП будет функционировать «… при стимулирующей поддержке государства и усилении механизмов защиты и гарантирования пенсионных прав». Участникам предоставят «широкий спектр прав».

Многие люди, когда узнают о возможности пенсионных накоплений через ИПП весьма закономерно задаются вопросом: зачем оформлять ИПП, если можно, например, просто открыть вклад и откладывать деньги туда, или же покупать и хранить свои сбережения в валюте (доллары США или Евро), ну или использовать любой другой финансовый инструмент для накоплений.

Так, в пользу ИПП можно привести следующие доводы:

  • Высокий уровень доходности – по ИПП этот показатель в среднем выше, чем по обычным вкладам, так как НПФ инвестирует деньги своих клиентов в ценные бумаги. Так, например, в 2018 году доходность НПФ Сбербанка по договорам негосударственного пенсионного обеспечения индивидуальный пенсионный план «Целевой» была на уровне 4,88 % (ссылка) Что же касается инвестиционного дохода, то важно понимать, что его размер не гарантирован и полностью зависит от ситуации на финансовом рынке. То есть нельзя с уверенностью судить о размере такого дохода в долгосрочной перспективе;
  • Возможность оформить налоговый вычет 13% от суммы взносов. Сумма возврата до 15 600 рублей в год;
  • Все накопления в рамках ИПП наследуются, не делятся при разводе, не подлежат взысканию третьими лицами.

Субъектами страхования ОПС являются:

  • Застрахованные лица: граждане РФ, имеющие СНИЛС. К ним относятся: граждане, осуществляющие трудовую деятельность по гражданско-правовому договору или лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно, а также граждане РФ, трудящиеся за рубежом и выплачивающие взносы в ПФР.
  • Страхователи – это те участники, которые отчисляют в ПФР страховые взносы за своих работников в счёт их будущей пенсии. Одним словом — работодатели, в качестве которых выступают юрлица, индивидуальные предприниматели или физические лица.
  • Страховщики – это сотрудники администрации, управляющие средствами в госфонде: ПФР и НПФ.

О плюсах и минусах программы нужно знать до подписания договора. Главные недостатки: сравнительно низкая доходность в сравнении с другими вариантами инвестирования (обратная сторона низкого риска), а также длительное ожидание возможности оценки эффективности плана.

Несомненные преимущества ИПП, тем не менее, делают его очень неплохим инструментом:

  1. Банком гарантируется, что накопления будут сохранены, а арест или конфискация им не грозит.
  2. Распоряжаться деньгами может только владелец.
  3. Средства не считаются совместно нажитым имуществом и не могут быть разделены в случае расторжения брака.
  4. В случае гибели клиента неиспользованные средства капитала становятся частью его наследства.
  5. Регулярно пополняющим ИПП трудоспособным гражданам положен налоговый вычет до 15,6 тыс. руб. ежегодно.

Как оформить налоговый вычет

Участник индивидуального пенсионного плана может воспользоваться предусмотренным законом социальным налоговым вычетом. Сумма взносов, с которой можно получить вычет, составляет 120 тысяч рублей в год.

Для возвращения подоходного налога клиенту с соответствующим пакетом документов необходимо обратиться в налоговую инспекцию и в свою бухгалтерию по месту работы.

Чтобы получить налоговый вычет, понадобятся такие документы:

  • Заявление в свободной форме на возмещение налога;
  • Налоговая декларация;
  • Копия договора с негосударственным ПФ;
  • Копии паспорта и ИНН;
  • Копии квитанций или других платежных документов, которые подтверждают уплату взносов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *