Насущные вопросы автоматического обмена налоговой информацией

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Насущные вопросы автоматического обмена налоговой информацией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 2010 году несколько ведущих стран ЕС выдвинули идею о создании аналога американского закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), который предполагает получение данных о капиталах и денежных операциях граждан США за пределами страны.

Великобритания – по запросу

Большинство юристов уверено, что постепенно обмен будет налажен между всеми странами, где так или иначе присутствует российский бизнес. Однако в Великобритании придерживаются своего мнения.

Если за 2017 год эта страна в рамках CRS направила в Россию отчеты о банковских счетах, которые российские резиденты (физ- и юрлица) открывали на британской территории, то за 2018-й и последующие годы таких отчетов не будет. Это решение приняло Управление по налогам и таможенным пошлинам Великобритании. Теперь получить у британских налоговиков информацию можно будет только по специальным запросам касательно отдельных лиц или компаний. Поэтому де-юре обмен данными полностью не прекратился.

Международный обмен налоговой информацией по запросу (Exchange of Information on Request, EOIR)

Это достаточно распространенный способ получить востребованную информацию о налогоплательщике. Не нужно его путать с автоматическим обменом финансовыми данными (Automatic Exchange of Information, AEOI).

В данном случае информация предоставляется по индивидуальным запросам компетентных органов. Подобный тип обмена чаще всего используется налоговыми органами в расследованиях, когда они ищут информацию о конкретных лицах, компаниях, фондах. Полученные данные играют важную роль в качестве доказательства неправомерного получения налоговой выгоды.

Главное отличие международного обмена налоговой информацией по запросу от автоматического – право получить любую информацию о налоговом резиденте. AEOI же предусматривает четко регламентированный CRS перечень передаваемых данных.

Запросить данные налоговые органы могут при наличии заключенных между странами любого из договоров: DTA, TIEA либо Конвенции о взаимопомощи. Также информация может передаваться на основании региональных соглашений.

Участвует ли РФ в автоматическом обмене?

Российская Федерация присоединилась к автоматическому обмену с 2018 года. Но стоит помнить, что для того, чтобы обмен начал работать, должны быть имплементированы соответствующие нормы в национальное законодательство и создана определенная инфраструктура для сбора, шифрования и отправки информации. Пока что российской стороной 12 мая 2016 года было подписано только многостороннее Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией (Multilateral Competent Authority Agreement on Automatic Exchange of Financial Information – CRS MCAA).

Оно предусматривает, что, начиная с 2018 года, Россия будет получать сведения о зарубежных счетах российских налоговых резидентов от иностранных налоговых органов. Сведения будут включать данные о различных видах инвестиционного дохода, в том числе дивидендах, процентах, доходе от определенных страховых продуктов, средствах, вырученных от продажи финансовых активов, информацию по остатку на счете.

Какая именно информация будет подпадать под автоматический обмен?

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает:

  1. Идентификационные данные:

    для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении каждого держателя счета (Account Holder);

    для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении каждого юридического лица – держателя счета; а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве «контролирующих лиц» (Controlling Persons) данного юридического лица

  2. Номер счета (или аналогичный по функции эквивалент)
  3. Наименование и идентификационный номер подотчётного финансового учреждения (банка)
  4. Остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году – на момент закрытия счета)
  5. По cчетам депо (Custodial Account):

    — общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период

    — общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета

  6. По депозитным счетам (Depository Account) – общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период
  7. По любым иным счетам, не указанным в пунктах 5 и 6, – общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период

Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату).

После начала действия обмена информацией Федеральная налоговая служба РФ будет обязана передавать иностранным налоговым органам информацию об открытых в российских финансовых организациях счетах налоговых резидентов соответствующих зарубежных стран.

Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции финансовое учреждение на основании имеющейся у него информации устанавливает страну, где клиент является налоговым резидентом.

Согласно Соглашению существующие счета физических лиц разделяются на:

  • счета с низкой стоимостью (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчётного года не превышает 1 000 000 долларов США
  • счета с высокой стоимостью (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчётного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.
Читайте также:  Исковое заявление о признании утратившим право пользования жилым помещением

Что изменится в жизни россиян после начала работы этого обмена?

Для рядового гражданина РФ, а точнее валютного резидента, ничего не изменится, только если у него нет иностранных «финансовых счетов», таких как банковские счета и вклады, вложения в ценные бумаги, инструменты коллективных инвестиций и т.д., о которых он должен был сообщить в налоговый орган.

В российском законодательстве есть разница между статусами налогового и валютного резидента. Статус налогового резидента определяет Налоговый кодекс РФ, который говорит, что им считается гражданин РФ, постоянно проживающий более 183 календарных дней в течение последующих 12 календарных месяцев на территории РФ (с учетом остальных особенностей НК РФ). Валютным резидентом согласно Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» являются граждане РФ, за исключением тех граждан РФ, которые проживают не на территории РФ более одного года (с учетом остальных особенностей закона).

Если же у россиянина – налогового и валютного резидента есть банковский счет за рубежом, то он обязан уведомлять о нем уже сейчас, а лучше с момента его открытия в соответствии с действующим российским законодательством. А если на этот счет еще и поступали денежные средства, то тогда надо представить и отчет о движении денежных средств и в случае необходимости налоговую декларацию по НДФЛ. В противном случае соглашение об обмене информацией по финансовым счетам может принести неприятные сюрпризы для таких россиян.

Что необходимо для автоматического обмена с другими странами

Чтобы Россия могла направить в адрес Конвенции доказательства того, что РФ в полной степени может участвовать в обмене данными, государству необходимо произвести еще несколько действий для начала работы системы:

  1. Принять на государственном уровне закон об автоматической передаче информации.
  2. Разработать кадровую политику, средства для осуществления процессов на местах.
  3. Разработать системы кодирования и пакет государственных документов для передачи данных.
  4. Обеспечить надежную защиту передаваемой информации, кодирование.
  5. Обеспечить полную засекреченность, безопасность передачи данных.
  6. Создать перечень тех государств, с которыми Российская Федерация желает сотрудничать в сфере обмена, то есть обмениваться финансовой информацией.

Стране необходимо выполнить немало требований, чтобы стать участницей Соглашения об автоматическом обмене налоговой информацией (Латвия, Швейцария и все остальные государства тоже обязаны подгонять свое законодательство к общим требованиям).

Российская Федерация вполне подготовлена к изменениям. Автоматический обмен налоговой информацией Россия совсем скоро сможет осуществлять. Сам по себе АОНИ непременно выгоден для государств-участников. К примеру, Россия передаёт другим государствам данные об их налоговых резидентах, которых сама РФ уже обложила налогами на доходы. А взамен ей предоставляются данные обо всех ее налоговых резидентах, у которых имеются счета за границей, то есть предположительно доход в бюджет государства.

Так, справедливо будет сделать вывод, что в 2018 году наши финансовые процессы практически станут видны насквозь и о банковской тайне уже можно будет забыть. Практически любые финансовые действия по счетам попадают под автоматический обмен: изменение баланса, личная информация и другие персональные данные.

Правда, для тех, кто выводит свои доходы на оффшорные счета, с автоматическим обменом налоговой информацией останется намного меньше возможностей сделать это в дальнейшем времени — что, конечно, хороший плюс. Именно поэтому бизнесменам и физическим лицам стоит навести порядок в своих банковских и других счетах во избежание будущих проблем с налоговыми инстанциями.

Россия вполне готова к автоматическому обмену налоговой информацией с остальными странами. Осталось только окончательно определить технические и кадровые средства. Остальное – дело рук мировой политики.

Что такое Common Reporting Standard (CRS)?

В 2012 году, через 2 года после принятия FATCA Конгрессом США, организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) публично озвучила идею автоматического обмена налоговой информацией. В течение двух лет велась разработка того, что получило название Общий стандарт отчётности (Common Reporting Standard (CRS)).

В июне 2014 года техническая спецификация стандарта была одобрена ОЭСР. В октябре того же года первые страны подписали Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией (CRS Multilateral Competent Authority Agreement (CRS MCAA)). И уже в декабре 2014 Евросоюз включил CRS в обновлённую Директиву об административном сотрудничестве (EU Directive on Administrative Cooperation (DAC2)).

В основе CRS лежит идея автоматического обмена информацией, когда другая страна, в которой у налогоплательщика открыт счёт, передаёт информацию об этом счёте в ту страну, налоговым резидентом которой этот налогоплательщик является. Поясню на примере.

В настоящий момент 101 страна заявила о присоединении к автоматическому обмену информацией. В этот список входят и такие известные офф-шоры как Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Панама и др. Причём 54 страны, включая почти все страны Евросоюза, уже начали собирать финансовую информацию с 2016 года, а первый обмен информацией должен состоятся в 2017 году. Остальные 47 стран, включая Россию, начнут это делать на год позже. Полный список стран приведён в конце этой статьи.

Некоторые считают, что подписание Россией многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене информацией (CRS MCAA) ничего не значит. Якобы России нужно будет заключать отдельные договора с каждой отдельной страной, что в условиях существующих санкций может быть проблематичным. Кроме того, мол, Россия сама может не захотеть довести процесс до конца.

Да, России необходимо сделать ещё несколько шагов:

  • Принять закон на национальном уровне об автоматическом обмене информацией;
  • Разработать спецификацию передачи информации и применяемых методов шифрования;
  • Обеспечить защиту информации, которая будет передаваться в рамках автоматического обмена;
  • Обеспечить конфиденциальность данных;
  • Составить список тех стран, с которыми Россия хочет обмениваться налоговой информацией в рамках CRS.

Но, во-первых, Россия далеко не единственная страна в списке отстающих. Как сказал Отто фон Бисмарк: «Русские долго запрягают, но быстро едут». Во-вторых, сам по себе автоматический обмен информацией очень выгоден для всех стран-участниц. Например, Австралия передаёт другим странам информацию об их налоговых резидентах, которых Австралия у себя уже обложила налогами на доходы в Австралии. А взамен получает информацию обо всех своих налоговых резидентах, у которых есть счета за рубежом, т.е. возможно дополнительный доход в бюджет страны.

Читайте также:  Двухэтажный фирменный поезд Адлер-Москва

Какой из этого всего следует вывод? После 2018 года наш налоговый мир станет ещё более прозрачным. У тех, кто привык прятать свои доходы от налогообложения в другой стране, останется всё меньше шансов продолжать это делать. Так что тем, кто ещё не привёл свои налоговые дела в порядок, остаётся всё меньше времени, чтобы это сделать.

P.S. Возможно, вы задаётесь вопросом «А причём здесь кот?» Просто потому, что он мимишный.

Какие данные будут передаваться

Страны-участницы собираются обмениваться информацией о счетах, предусматривающих оказание финансовых услуг. Сюда относятся договоры банковского вклада или счета, добровольного страхования жизни, брокерского обслуживания, доверительного управления, депозитарного обслуживания, пенсионные и некоторые другие виды договоров. Кроме того, договором финансового обслуживания может быть признано любое соглашение, в рамках которого организация финансового рынка принимает от клиента денежные средства или финансовые активы и осуществляет их хранение, управление, сделки с ним в интересах клиента либо за его счет.

Соответственно, данные о счетах в налоговые органы должны предоставлять организации, которые эти счета обслуживают: банки, страховые компании, пенсионные фонды, управляющие компании, брокеры и так далее.

Цель обмена такой информацией заключается в том, чтобы контролирующие органы государства имели данные в отношении своих граждан о доходах, которые они получают в других странах.

Какие счета попадут под обмен информацией?

Информация будет передаваться о:

— счетах физических лиц, которые являются налоговыми резидентами стран – участниц соглашения, их называют «подотчетными лицами»;
— корпоративных счетах компаний, фондов и трастов, если они контролируются одним или несколькими подотчетными лицами напрямую или через пассивную нефинансовую структуру (Passive Non-Financial Entity, NFE) — к ней относится любая организационно-правовая форма ведения бизнеса, в которой более 50 % дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).

Счета, которые представляют низкий уровень риска, выведены из-под отчета:

— пенсионные;
— срочного страхования жизни;
— условно-депозитные;
— счета юридических лиц, открытые до конца 2015 года (для стран «второй очереди» — 2016), остаток на которых не превышает 250 тыс. долл. на 31 декабря соответствующего отчетного года (однако и государство, и банк должны согласиться с условием не обмениваться информацией по таким счетам).

Согласно CRS, обмену подлежат финансовые и налоговые данные юридических и физических лиц, которые обязаны платить налоги за границей.

Следуя CRS, банки и другие финансовые учреждения предоставляют налоговой службе Нидерландов информацию о счетах своих иностранных клиентов – физических лиц и компаний. В частности, это касается:

  • закрытых компаний с ограниченной ответственностью – Besloten Vennootschap (BV);
  • открытых компаний с ограниченной ответственностью – Naamloze Vennootschap (NV);
  • партнёрств с неограниченной ответственностью – Vennootschap Onder Firma (VOF).

Речь идет о компаниях с учредителями-нерезидентами, зарегистрированными в Нидерландах, и о юридических лицах, учреждённых за границей. Иногда это касается и данных от конечных бенефициаров компаний.

CRS обязывает финансовые учреждения определять налоговое резидентство или место жительства своих клиентов. Владелец счёта должен представить соответствующий отчёт. Если страна налогового резидентства или проживания клиента является страной, которая участвует в CRS, финансовое учреждение предоставляет данные налоговой службе Нидерландов для дальнейшего обмена.

Автоматический обмен налоговыми данными: стоит ли бояться?

В первую очередь все владельцы иностранных компаний. Особенно, если компании получают пассивный доход и не занимаются производством, разработкой, инновациями, продажами, т.е. активным бизнесом.Важен также размер вашей доли в иностранной компании. Если у вас менее 10%, то вы не попадете в такой обмен.
Во-вторую очередь все владельцы иностранных счетов. Вы обязаны уведомить ФНС России о том, что у вас есть зарубежный счет. Но, вы можете не сообщать о движении средств на нем по окончании года, если ваш годовой оборот по нему не превысил валютного эквивалента 600 тыс рублей.

Написать комментарий

      • Статьи
      • Новости
      • Блоги
      • События
      • Объявления
      • Форум

      Одобрен протокол об обмене налоговой информацией между странами СНГ

      В рамках автоматического обмена компетентные (обычно налоговые) органы участвующей юрисдикции будут:

      • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц — резидентов других стран — участников MCAA;
      • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран;
      • получать от компетентных органов других стран — участников MCAA информацию о счетах физических и юридических лиц — резидентов своей страны.

      Обмен информацией будет осуществляться между компетентными органами стран — участниц MCAA (полученной ими от подотчетных финансовых учреждений в своих странах) ежегодно на автоматической основе в унифицированном электронном формате.

      Подотчетными финансовыми учреждениями (Reporting Financial Institutions) являются любые финансовые учреждения юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене (банки, брокеры, депозитарии, страховые и другие компании), за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

      Обмен информацией за конкретный календарный год между компетентными органами соответствующих стран может осуществляться при условии, если:

      • для данных органов MCAA вступило в силу;
      • в их странах имеется и действует внутреннее законодательство, требующее от подотчетных финансовых учреждений отчитываться за такой календарный год в объеме и порядке, предусмотренном Стандартом CRS.

      ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

      Подписывая MCAA, каждое государство определяет месяц и год начала обмена информацией. Обмен должен быть осуществлен в течение 9 месяцев после окончания календарного года, за который предоставляется информация.

      Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает (п. 2 ст. 2 MCAA):

      • имя физического лица, наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, дата и место рождения физического лица, адрес юридического лица, а также имя, ИНН, дата и место рождения физических лиц, контролирующих юридические лица (после проведения процедуры due diligence компетентными органами в соответствии со Стандартом CRS);
      • номер банковского счета (или аналогичный по функции эквивалент, если номер счета отсутствует);
      • наименование и идентификационный номер подотчетного финансового учреждения (банка);
      • остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года или на момент закрытия счета, если счет был закрыт в этом году;
      • по cчетам депо (Custodial Account):
      Читайте также:  Объяснительная записка, образец об ошибке в работе

      — общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период;

      — общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчетное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета;

      • по депозитным счетам (Depository Account) — общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период;
      • по остальным типам счетов — общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период.

      Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об существующих счетах (уже открытых на определенную дату). Эти даты каждое государство указывает в приложении к подписываемому MCAA.

      Банки передают информацию о подотчетных счетах в налоговые органы своей страны в календарном году, следующем за годом, к которому данная информация относится.

      До начала автоматического обмена все банки (и другие подотчетные финансовые учреждения) стран — участниц MCAA должны будут осуществить специальные процедуры due diligence в отношении существующих и вновь открываемых счетов своих клиентов (как физических, так и юридических лиц). Цель — категоризация счетов для целей последующей передачи данных в налоговые органы и восполнение недостающей для этого информации.

      Информацию банки будут выявлять на основе:

      • имеющихся сведений о клиенте, полученных в результате принятых данным банком процедур AML/KYC («знай своего клиента»);
      • информации, отдельно заявляемой самим клиентом (self-certification).

      Говоря о держателях счета, под словом «entity» Стандарт CRS понимает не только собственно юридических лиц (корпорации), но и другие образования, включая товарищества, трасты и фонды.

      CRS выводит из-под автоматического обмена существующие счета юридических лиц (Preexisting Entity Accounts), агрегированный остаток на которых не превышает 250 000 долл. США на 31 декабря соответствующего года. То есть идентификация, сверка и передача информации о таких счетах осуществляться не будет.

      Подотчетные счета (Reportable Accounts), то есть счета, информация о которых подлежит передаче, — это счета, держателями которых выступает:

      • одно или более подотчетное лицо (Reportable Person), то есть физическое или юридическое лицо — резидент юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене;
      • (или) пассивная нефинансовая организация (Passive NFE) (далее — пассивная НФО), одно или более контролирующее лицо которой является резидентом участвующей юрисдикции.

      Конечно, нельзя считать указанный список недостатков Common Reporting Standard полным. И можно признать очевидным, что экспертные консультации будут продолжаться еще долго. При этом проявляется глобальное структурное нарушение баланса между мировыми экономикой и политикой.

      Для ряда небольших стран остается единственный объективный шанс продолжать развитие – привлекать инвестиции, предлагая взамен резидентство или гражданство. Да и сами эксперты ОЭСР соглашаются с тем, что инвесторы могут быть мотивированы участвовать в программах RBI и СBI из законных соображений, включая стремление снять визовые ограничения для свободного перемещения, а также вполне безобидное желание добиться улучшения условий для жизни, возможностей для развития карьеры и т. д. Но при этом также заявляется о существовании вероятности злоупотреблений.

      Очевидно, что в дальнейшем усовершенствование стандарта CRS будет увеличивать накал подобного рода дискуссий. Страны «Большой семерки» и «Большой двадцатки» в качестве главных субъектов мирового налогового управления предположительно будут иметь дело с непростыми вызовами. В этом ключе особая ответственность за согласование интересов и предотвращение своего рода «налоговой войны» между богатыми странами и остальным миром ложится на Организацию экономического сотрудничества и развития. Похоже, процесс внедрения Common Reporting Standard во все группы стран (в том числе, как планируется, и в Украину в 2020 году) будет достаточно непростым и длительным.

      Кто попадает под действие обмена и чем это грозит?

      В ФНС с 2018 года подадут информацию не только о вкладах физических лиц в банки, но и о компаниях, и о структурах без образования юридического лица. Иными словами, личный банковский счет, корпоративный или принадлежащий трасту – если они принадлежат российскому налоговому резиденту, то обязаны быть раскрыты.

      Учитывая, что соглашение подписали не только крупные экономики и оншоры, но и полноценные офшоры (Кайманы, БВО, список постоянно увеличивается), то секретности в этом вопросе ожидать сложно.

      Даже мятежные Панама, Бахрейн, скрытные Вануату Науру и Ливан присоединились к общемировому «стремлению к прозрачности». Добровольно или нет, это вопрос иной, но факт остается фактом: практические все важные юрисдикции уже оцеплены новым стандартом. А до других доберутся, учитывая, что ОЭСР и G20 готовы ввести санкции против тех, кто не согласен.

      Нововведение представляет опасность для двух групп россиян: тех, что владеют иностранными счетами, но не задекларировали их, как требует закон; и россияне (налоговы резиденты, если быть точнее), что контролируют иностранные компании (КИК) и также их не задекларировали. Учитывая, что за оба нарушения грозит наказание в виде штрафа или даже в некоторых случаях уголовного преследования, игры стали опасными.

      Наши коллеги отмечали, что некоторые предпринимали тактический маневр: раскрыв небольшой бизнес за границей и уплачивая с него налоги, но оставив в тени крупные доходы. Теперь у ФНС появится инструмент, позволяющий «случайно» наткнуться на истинные цифры доходов той или иной компании и физического лица, после чего сравнить с тем, что написано в декларации.

      И при необходимости доначислить налог и выписать штраф.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *